среда, 3 апреля 2013 г.

Несовпадения темпов развития, или Что такое предательство в бизнесе?

Поводом задуматься о феномене предательства и разобраться в определениях послужили несколько бесед, выдержки из которых в форме диалогов я приведу ниже в качестве иллюстрации к последующим рассуждениям.
Из беседы акционера одного среднего по размеру бизнеса со своим другом:
- Акционер: Представляешь, он меня предал, кинул, можно сказать. Написал заявление об уходе в самый неподходящий момент – я как раз нашел потенциального покупателя на свой бизнес, а он мне портит всю картину своим уходом, Иуда …
- Друг: Я не понял, о ком ты говоришь? О своем директоре, да? Он же был твоим доверенным лицом …
- Акционер: О нем, предателе, а о ком же? Сколько я для него сделал? И вот его черная благодарность?
- Друг: А он знал о твоих переговорах по продаже бизнеса? И вообще, с чего ты решил выходить из дела?
- Акционер: Его это не касается, это мой вопрос. Знаешь, надоело уже все, хочется спокойной жизни …
Из беседы двух членов совета директоров по поводу уволившегося гендиректора:
- Первый: Жаль, что он уволился. С ним было хорошо, надежно … Чувствую как будто меня предали …
- Второй: А я бы на его месте поступил так же. И не сидел бы сейчас без премий и надбавок только потому, что наш акционер вместо утверждения разработанной стратегии роста решил все деньги вложить в политику. Вот уж кто предатель … своего бизнеса!
Справедливости ради должен уточнить, что приведенные диалоги не касаются одного и того случая. Я просто стал их свидетелем и запомнил в связи с полярными причинами применения термина «предатель». Несмотря на то, что эти диалоги происходили с интервалом в несколько дней, в моем сознании они наложились, как будто бы касались одного и того же человека. Это и послужило началом размышлений. И вот их итог.
Как это ни покажется странным на первый взгляд, но словари и интернет дают весьма небогатую пищу для размышлений на тему предательства вообще. Если обобщить те крохи информации, которые можно собрать, то предателем предлагается называть такого человека, который нарушил верность кому-то или чему-то. Следуя этой логике, предательство – это нарушение принятого или возложенного обязательства или долга.
Все без исключения источники приписывают негативный оттенок предательству как поступку и предателю как человеку, его совершившему, очень часто нарекая такого человека нарицательным именем Иуды. Отсюда – и негативный синонимический ряд: изменник, отступник, веролом, ренегат.
Зрелые же и непредвзятые размышления позволяют, между тем, прийти к другим выводам и свидетельствуют о противоположных оценках.
Понятие «предательство» неприменимо к индивиду. Невозможно предать себя. Можно говорить об изменениях в собственных предпочтениях, критериях оценок и суждений, но это скорее свидетельствует о развитии индивида, чем о его «предательстве» прежних предпочтений или оценок. Рассмотрим простой пример. Человек был вегетарианцем, а потом, попробовав мяса, отказался от столь радикальной оценки и стал есть все. Должен ли он назвать себя «предателем»? Нет, он просто перешел на другую ступень своего развития. Следовательно, вывод №1: применить в отношении самого себя понятие «предательство» человек не может.
В то время как его окружение может трактовать – и трактует! - новые действия человека как предательство. Рассмотрим тот же пример. Единомышленники-вегетарианцы осудят поведение человека, решившего есть мясо, назовут его отступником, а более радикальные – даже предателем. На каком основании? Только на том, что их ожидания в отношении этого человека – что он останется приверженцем вегетарианства – НЕ совпадут с его действиями. Следовательно, вывод №2: окружающие могут применить понятие «предательство» в случае отклонения вашего поведения от принятых в этом окружении норм.
А что такое нормы, принятые в некотором сообществе? В общем случае это то, что отличает данное сообщество от других. Например, сообщество вегетарианцев отличается своей приверженностью к растительной пище. Сообщество маркетологов – приверженностью к ярким и звучным проектам. Сообщество акционеров – стремлением получить больше вложив меньше.
Соответственно, следование норме, например, приверженности к растительной пище – считается приемлемым поведением в среде вегетарианцев, более того – оно культивируется и поддерживается разного рода идеологическими инструментами влияния. Аналогично – на сообщество маркетологов влияют примерами ярких рекламных компаний. А на сообщество акционеров – примерами тех, кто смог вложить «почти ничего», а получить «почти все».
Вот наконец-то мы и подошли к главному: окружение индивида влияет на него, подчиняя или побуждая подчиняться определенным нормам в действиях и мыслях, а если индивид осмеливается сбросить узы этого влияния, то окружение, защищая себя и лояльных к себе членов, немедленно называет такого индивида предателем, отступником, вероломом, отщепенцем. Кстати, знаете, в чем проявляется шокирующее двуличие любого сообщества? В том, что приветствуя нового члена, оно предпочитает не задаваться вопросом, какое окружение тот покинул ради перехода в их ряды! А уж тем более не называет его предателем или отступником того окружения. Наоборот, его поступок могут оценивать словами типа «новообращенный», «принял правильное решение», «воспринял истину» и тому подобными. Следовательно, вывод №3: окружение индивида вначале привлекает его в свои ряды, подчиняя или побуждая подчиняться, манипулируя и зомбируя, принуждает действовать в соответствии со своими ожиданиями, а в случае нарушения ожиданий – всячески поносит индивида, навешивая ему ярлыки типа «предатель или отступник».
Подведем итоги. С точки зрения индивида, не закостеневшего, а развивающегося, любые оценки в предательстве в его адрес со стороны любых сообществ есть не что иное, как признание сообществом факта развития индивида и, одновременно, своего бессилия удержать развивающегося индивида в рамках своих закостенелых норм. Следовательно, если кто-то слышит в свой адрес обвинение в предательстве, то этому следует радоваться как лишнему подтверждению избавления от сдерживающих пут подчинения и манипулирования. А если представитель какого-то сообщества осмеливается давать оценки типа «предатель или отступник», то в первую очередь он тем самым расписывается в собственном бессилии оставаться привлекательным.
В примере с вегетарианцем, развитие у человека вкуса в направлении потребления мясных блюд не означает его предательства сообществу вегетарианцев, а свидетельствует, что он вырос из рамок этого сообщества.
А что же можно сказать о предательстве в бизнесе? Рассуждая аналогично, приходим к выводу, что акционер, назвав своего директора предателем, тем самым в глазах друга расписался в собственном бессилии и дальше манипулировать директором в личных интересах. Кстати сказать, я знаком с этим директором, и на мой вопрос, почему он оставил свой пост, тот ответил, что в некоторый момент времени почувствовал неуверенность своего акционера в будущем и его нежелание дальше развивать этот бизнес.
Вырастание опытного продавца из штанишек супервайзера и уход из компании в поиске более адекватной для себя роли – это не предательство интересов бизнеса или акционера этой компании, а свидетельство несовпадений его амбиций и ограничений, накладываемых его руководителями. Уход директора от нежелающего развивать свой бизнес акционера и втихаря его продающего – свидетельство того, что директор перерос акционера. Выступление известного члена маркетингового сообщества с докладом о необходимости ориентироваться в рекламных акциях на желаемый экономический эффект, а не на эпатажность сюжета, означает достижение им более высокого уровня понимания смысла маркетинга, и никак не заслуживает у его коллег оценки «отступник».
Совет индивиду: никогда не смущаться, услышав о себе оценку «предатель».
Совет сообществу: всегда стремиться развиваться синхронно с развитием индивидов и избегать оценок типа «предатель» в случае несовпадений темпов развития.
Гектор Задиров, консультант по развитию бизнеса

Статья опубликована в журнале  Компа&ньоН , №11-12, 22 марта - 4 апреля 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий