среда, 8 мая 2013 г.

Что такое бизнес-кошелек?


По каким критериям инвестируют деньги в новый проект? Канонический ответ известен: IRR, NPV, DPP и им аналогичные. Однако, на самом деле – по критерию кэш-фло, причем – неучтенному!

Представьте себя в роли разработчика инвест-проекта, с которым вы приходите к потенциальному инвестору. Вот вы с пеной у рта и листами Excel в презентации убедительно, как вам кажется, доказываете, что IRR намного больше банковского процента, NPV настолько далек от нуля, что многократно обогащает карман инвестора, а DPP значительно меньше принятых в отрасли количества лет. Припоминаете? И вспомните, как бываете удивлены отказом с невразумительными пояснениями и аргументами. Например, такими – меня лично вы не убедили …, а моя чуйка говорит «нет»? Или такими – все это теория …? Вспомнили?
А все почему? Потому, что ваши как аналитика критерии оценки не совпадают с критериями инвестора. Думаете по причине, что наш инвестор не всегда понимает значения IRR, NPV, DPP? Такое, разумеется, бывает, но не это главное! Ведь наш отечественный инвестор мыслит категориями «вложение максимально отсрочить, а извлечения – приблизить». Поэтому, дисконтирование рассматривается им как «наукообразный развод» чтобы деньги взять сегодня, а отдачу на них получить … даже не завтра! И одобрение получают только те проекты, которые ясно показывают, в каком размере и какими механизмами кэш-фло будет выводиться из бизнеса на разные цели, в первую очередь – на личное потребление. Ведь это только в «цивилизованных европах» семейный бизнес строится для передачи дела новому поколению. У нас же – для обеспечения потребностей семьи сегодня и по максимуму! Да еще, чтобы этому никакой кризис не грозил!
Думаете, что такое невозможно на практике? Отчего же! Речь идет об отечественном открытии - создании уникальной бизнес-модели, которой не только не страшны кризиса, а наоборот - даже крайне желательны для поддержания самое-себя. Эта модель называется бизнес-кошелек. Особая его привлекательность заключается в том, что он неподконтрольный!
Справедливости ради следует уточнить – почти. Почти неподконтрольный. Потому что, какой ни какой, но со стороны контролирующих-проверяющих-лицензирующих и прочих «…щих» органов досмотр все-таки есть. Однако, при изворотливости наших то предпринимателей и хаоточески-спутанном законодательстве да не договориться со смотрящим от этих «…щих» … Легко!
Дадим корректно-научно-методическое определение такого бизнес-кошелька: любой легальный бизнес, который генерирует неучтенный (или слабо учитываемый) кэш-фло. На деловом сленге – нал.
А вот и примеры. Среднего размера горно-лыжный комплекс по самым скромным оценкам генерирует 4-5 тысяч евро в день. Слабо-учитываемого кэш-фло. То есть налички. Что позволяет собственникам-акционерам и\или приближенным\доверенным лицам без проблем раз в месяц изымать из этого кошелька 2-3 кратный дневной денежный поток на, как это эвфемически обозначается во внутренней документации, личные потребности Барина Пановича Власныка. Конечно, тем самым заставляя официальных работников, нанятых для обслуживания такого бизнес-кошелька, как то, бухгалтеров-аудиторов, финконтролеров-инспекторов, юристов-кадровиков, придумывать, как проводить эти изымания в официальной документации. Но кого это беспокоит – ведь именно для обслуживания собственника\акционера эти люди и наняты на работу!
Разумеется, такие изымания делают бизнес-кошелек официально не- или малорентабельным, а зачастую – просто убыточным. Так это даже и хорошо: появляются доп-аргументы в общении с представителями «-щих» органов – дескать, еле-еле сводим концы с концами, какая уж тут прибыль и налоги … Да, кстати, а вот и кризис подоспел – вообще прибыль все съел! Кризис – замечательная вещь, ведь за него можно спрятать все изымания. Поскольку личные потребности барина, пана и власныка удовлетворяются в первую очередь … А кто проверит, сколько лыжников на самом деле спускались вчера, сегодня или спустятся завтра? Да никто! С такой же интонацией, с какой отвечал почтальон Печкин на вопрос «кто там?», помните?
Хотите еще примеры? Пожалуйста! Рынок, или в простонародье – базар. Недавно ставший публичным скандал, разразившийся на одном из малоизвестных столичных базарах, ярко продемонстрировал возможность бесконтрольно-многолетние рыночные сборы превращать в нал, изымаемый в интересах власныка (в основном) и «-щих» органов (частично), обеспечивая тем самым бизнес-кошелек в объеме 3-4 тысяч евро ежемесячно. Мало? Так уплотните арендаторов! К этой же категории относятся разного рода автосервисы, как то СТО, пит-стопы, мойки. Сюда же - стоматологические клиники, коллекторские компании для выбивания долгов, лесозаготовка и переработка, разного направления церкви и секты, ломбарды.
Вот еще пример. Теперь из крупного бизнеса. Как вы думаете, по каким причинам такой популярностью у наших акционеров-собственников пользуется сектор АПК, который во всем мире считается одним из самых тяжелых? Для чего они стремятся скупить как можно больше земли? Ведь сама по себе она не есть активом? Правильно, потому, что земля позволяет создать для ее власныков бизнес-кошелек, причем огромных размеров! Поди проверь количество реально внесенных гербицидов-удобрений и сопоставь его с указанным в затратах? Да и урожайность – тоже весьма приблизительная цифра, которую не так уж сложно и занизить по сравнению с реалиями. Вот и получили условно убыточный агро-бизнес, который тем не менее является лидером в M&A. А почему? Потому, что готовый бизнес-кошелек огромных размеров всем нужен! А если его еще и правильно преподнести на фондовый рынок, то … Дух захватывает!
Ведь в чем состоит реальная привлекательность так называемого IPO? Думаете в желании власныков потешить свое самолюбие знанием, во сколько рынок оценил стоимость их активов? Отнюдь! Ведь мы уже договорились, что такие «наукообразные разводы» в их среде не котируются. Тогда что же? Остается только легальная возможность вывести большую часть продаж от размещения на офшорно-личные счета, создав тем самым огромный и легальный бизнес-кошелек уже за пределами первоначальной юрисдикции. Кстати, повальное стремление в офшоры обусловлено не выходом из-под давления налогового пресса – это только предлог. Под этим предлогом создаются бизнес-кошельки!
Что из всего сказанного следует? Какие выводы\рекомендации? Вот они.
Рекомендация для разработчиков инвест-проектов: красивые презентации с красивыми значениями IRR, NPV, DPP оставьте только для «покрасоваться-среди-своих» на разного рода форумах и конференциях, и напрочь о них забудьте, когда готовитесь к встрече с реальным нашим инвестором – только убедительная демонстрация характеристик бизнес-кошелька может позволить вам стать руководителем такого проекта, благодаря чему можно и свой бизнес-кошелечек заиметь!
Рекомендации инвесторам: не дайте запудрить себе мозги наукообразными разводами с помощь заумных IRR, NPV, DPP, которые, как правило, всегда остаются только на бумаге и имеют цель выкачать из вас побольше денег, твердо стойте на позициях «сегодня и по максимуму», и для отказа чересчур уж настойчивым разработчикам используйте следующий неубиенный аргумент – мою чуйку вы не переубедили!

3 комментария:

  1. Ці висновки зроблені Вами на основі тільки теоретичних чи підтверджені і практичним досвідом?

    ОтветитьУдалить
  2. вы в чем-то сомневаетесь? или ваш опыт говорит о другом? все, что написано - это реальные примеры, которым я был свидетель

    ОтветитьУдалить